Сайт Елены Коробицыной
Главная Новости Работы Техники Статьи Контакты Гостевая


Предлагаю вашему вниманию обучающее видео от английской витражной студии «Williams&Byrne»,
показывающее этапы росписи стекла. Это профессиональная роспись стекла силикатными красками,
обжигаемыми в муфельной печи при температуре 550-650 градусов. Обычно роспись ведется поэтапно,
после каждого этапа стекло обжигают.


Представленное видео демонстрирует двустороннюю роспись стекла за один обжиг,
что по сути уникально и является разработкой студии «Williams&Byrne». Такой метод ведения
работы позволяет сэкономить массу времени, усилий и электроэнергию. Для понимания процесса
сопровождаю видео своим переводом и комментариями.



Двусторонняя роспись стекла за один обжиг.

1) Undercoating – Тонирование фона. Тонкий слой коричневой краски наносится на стекло мягким флейцем
и растушевывается широкой барсучьей кистью.
2) Tracing – Нанесение линий круглой кистью с длинным волосом.
3) Strengthening & Shaping – Усиление линий, равномерная заливка черных пятен.
4) Highlights – Блики. Выскребаются торцом кисти, любым другим подходящим материалом.
5) Softening highlights – Смягчение бликов (подушечкой пальца).
6) Shadows & Highlights Behind – Тени и блики с изнанки. Просохшее стекло переворачивается и расписывается
с изнанки. Тонирование фона, затем блики кистью. Растушевка бликов.
7) Oil – Роспись с замесом краски на масле. Возвращаемся к лицевой стороне стекла. Темно-коричневая краска
вымешивается на палитре с маслом, наносится флейцем в теневых местах изображения и растушевывается.
8) Firing – В конце – первый и единственный обжиг.

После просмотра видео возникает ощущение, что всё легко и понятно. Но легкость эта достигается
только годами практики. Не стоит отчаиваться, если раз за разом попытки нанести краску равномерно
не увенчаются успехом. Это приходит с опытом.
Многое в этом видео остаётся за кадром. Постараюсь вкратце изложить эти моменты.
• Если вы расписываете флоат-стекло (оконное в том числе), выбирайте для росписи «воздушную» сторону.
Для определения сторон желательно иметь специальный прибор - детектор. Краска, нанесенная на «оловянную»
сторону, может помутнеть.
При двусторонней росписи желательно использовать стёкла, изготовленные не методом флоат.
• Стекло перед росписью необходимо тщательно очистить (лучше всего изопропиловым спиртом).
• Все первые слои краска замешивается на воде с добавлением гуммиарабика (его нужно совсем чуть-чуть,
иначе не получится создать блики).
• Между слоями стекло должно успевать хорошо просохнуть.
• Широкая барсучья кисть (флейц) стоит на российском рынке около 10 т.р. Можно постараться заменить её
другим широким мягким флейцем (пони, белка...). Хотя замена эта совсем не равноценная. Некоторые мастера
вместо заливки фона наносят краску спонжем или губкой. Это позволяет обходиться без барсучьей кисти и придает
работе дополнительный декоративный эффект. Один из советских учебников предлагает растушёвывать следы
от кисти кусочком шерсти, обернутым в марлю. Не пробовала, но смысл понятен.
• Насчёт замеса краски на масле: сами англичане David Williams и Stephen Byrne советуют использовать
эфирное масло Амириса (Sandalwood Amyris, он же Amyris Balsamifera, по сути это растение по ошибке называют
сандалом, будьте внимательны при покупке!). Это масло многократно дешевле настоящего сандалового.
На 1 чайную ложку сухой порошковой краски нужно 7 мл или ¼ унции масла. Англичане пишут, что если хранить
эту смесь в чистом воздухонепроницаемом месте, ее хватит на года. Далее от этой смеси отделяется небольшое
количество краски и размешивается с несколькими каплями эфирного лавандового масла до нужной консистенции.
• Важно: для замешивания краски на масле нужна отдельная палитра!
• Вместо вышеупомянутых эфирных масел можно использовать нефтяное масло (это разбавитель для масляной
живописи, он продается в магазинах для художников, бывает в «Леонардо» и «Передвижнике»).
Но это масло токсичное, работать с ним вредно для здоровья.
• Также можно пробовать для этой цели скипидарное или терпентинное масло. Приготовить его можно
самостоятельно, выветрив живичный скипидар до загустения (налить в блюдечки, оставить на 1 или несколько дней).
• Обжиг должен производиться в специальной муфельной печи, снабжённой терморегулятором, по специальному
графику. Температуру обжига указывает производитель красок.
• Чтобы изнаночный слой не помутнел при обжиге, желательно положить стекло на кусочек некрупной
сетки-рабицы. Так удастся избежать контакта стекла с разделителем и подом печи. Этот способ рассказал мне
уважаемый педагог из Строгановки – спасибо ему!
31.01.2017