Сайт Елены Коробицыной
Главная Новости Работы Техники Статьи Контакты Гостевая

Техники:

"Тиффани"

Классический витраж

Гризайль и живопись по стеклу

Фьюзинг

"Тиффани"

Большинство современных витражей в России выполнено в технике «Тиффани». Эта техника получила свое название по имени ее создателя Луиса Комфорта Тиффани, знаменитого американского художника и дизайнера, работавшего в конце 19- начале 20 века. Тиффани создал новую технику для сборки витражей: вместо жесткой свинцовой оправы он использовал тонкие полоски меди, которые клеились к стеклу пчелиным воском, а затем скреплялись припоем.

С тех пор эта техника несколько изменилась, но суть ее осталась прежней. Вырезанные фрагменты цветного стекла обтачиваются на специальном шлифовальном станочке. На этом этапе происходит тщательная подгонка стеклянных деталей друг к другу. Это длительный, кропотливый и ответственный процесс, от которого зависит красота и аккуратность будущего витражного шва. Края подготовленных стекол оборачиваются по периметру самоклеящейся медной лентой. Затем все стекла соединяются между собой свинцово-оловянным припоем вдоль линий медной окантовки. Линии пайки затемняют специальным составом –патиной.

Техника «Тиффани» хорошо подходит для работ, состоящих из большого количества маленьких кусочков стекла, которые было бы сложно спаять при использовании классической техники. Некоторые мастера предпочитают совмещать обе техники.

Кроме традиционных оконных и потолочных витражей в технике «Тиффани» можно создавать и объемные предметы: разнообразные светильники, абажуры для ламп, шкатулки, подсвечники, вазы и другие предметы декора.

Посмотреть наши работы в этой технике


Классический витраж

Классическая техника витража появилась еще в Средние века и послужила основой для всех других техник. Ее суть в том, что фрагменты стекла скрепляются друг с другом посредством свинцового профиля – оправы. Эта техника широко распространена на Западе, особенно в Европе, и часто сочетается там с гризайлью – обжиговой росписью по стеклу. В России же в силу исторических причин вместо свинцового профиля чаще используется латунный либо цинковый. Витражи с использованием таких профилей прочнее и жестче, но линии рисунка могут быть только прямыми либо изогнутыми по большим радиусам. Это связано с тем, что латунь и цинк почти не гнутся, в отличие от достаточно мягкого и податливого свинца.

Готовый свинцовый профиль продается прутками длиной 1-2,5 метра и различной ширины. Ширину необходимо выбирать в соответствии с размерами витража и составляющих его сегментов. Наиболее часто используется профиль Н-образной формы. Существуют также U-образные профили, они используются для обработки внешнего края витража. Если витраж решено собирать на свинце, краевые U-образные профили целесообразно выбрать цинковые либо латунные, это позволит укрепить витражную панель.

После того, как все стекла, составляющие будущий витраж, вырезаны, приступают к сборке витража. Для этого на рабочем столе закрепляются две деревянные рейки под углом 90 градусов друг к другу. Затем в размер будущего витража отрезают U-образный профиль, укладывают его вдоль деревянных реек. Первое стекло помещают в угол между ними и точно вставляют его в пазы свинцового (латунного, цинкового) профиля. Для внутренней части витража используют Н-образный профиль, вставляя его между кусочками цветных стекол. На этом этапе сборки витража стекла фиксируют в пазах свинцового профиля маленькими гвоздиками. Цветные стекла собирают поочередно: горизонталь- вертикаль, и продолжают работать, размещая стекла одно за другим. Затем узлы соединений профиля спаиваются точечной пайкой с обеих сторон. Если вместо свинцового профиля используется латунный, то такой витраж спаивают только с изнанки, чтобы с лицевой стороны оставить нетронутой золотистую поверхность латуни.

После окончания пайки мастер заполняет зазоры между свинцовым профилем и стеклом специальной мастикой для укрепления конструкции. После этого витраж готов.


Гризайль и живопись по стеклу

Витраж с росписью по стеклу является одним из наиболее трудоемких видов витражного искусства. Художественная роспись выполняется специальными силикатными красками. Изображение создается художником поэтапно, каждый новый слой краски необходимо обжигать в специальной муфельной печи при температуре 550-650 градусов. Это длительная, кропотливая работа, требующая от мастера терпения, усидчивости и высокого профессионализма. После обжига краски спекаются со стеклом, становясь с ним единым целым. Такие краски не выцветут и не повредятся со временем и могут сохраняться на века. Изображения ликов святых, их рук и одежд в средневековых витражах выполнены по этой технологии.

Серебряное травление

В классической витражной росписи кроме силикатных красок уже много веков используются протравы на основе серебра. Они позволяют окрашивать стекло в цвета от лимонно-желтого до оранжевого и почти красного. Серебряное травление – это процесс диффузионного окрашивания стекла специальной серебряной протравой. Серебряная протрава представляет собой пасту из наполнителя и соединений серебра. Пасту наносят либо на всю поверхность предмета, либо по определенному рисунку равномерным слоем, иначе окрашивание на различных участках будет неодинаковым. В то же время это явление можно использовать как дополнительный декоративный эффект.

Изделие обжигают при 540— 570°С. В зависимости от температуры и продолжительности обжига ионы серебра могут проникнуть в стекло на значительную глубину — до 0,5 мм. При этом концентрация серебра в поверхностном слое может достигать 1,5%. Такая концентрация обеспечивает интенсивное окрашивание, так как уже при концентрации 0,05% серебро окрашивает стекло в желтый цвет. По мере увеличения продолжительности обжига частицы серебра укрупняются и окраска становится все более оранжевой. При достижении определенного предела начинается частичное глушение стекла. Это приводит к усилению рассеивания синих лучей, в результате чего окраска стекла приобретает фиолетовый или пурпурный оттенок.

Диффузионные серебряные протравы очень дороги и требуют предварительных пробных обжигов, т.к. цвет окрашивания зависит от температуры и длительности обжига, а также от химического состава стекла- основы.


Фьюзинг

Фьюзинг (от англ. Fuse- спекание, сплавление), или спекание стекла – особая техника витража, отличающаяся от паечных техник отсутствием металлической протяжки. На цельном листе стекла, используемом как основа, выкладывается рисунок, состоящий из цветных стеклянных деталей, стеклянной крошки, иногда и обжиговых высокотемпературных красок. Получившуюся двух-трехслойную стеклянную заготовку запекают в специальной муфельной печи при температуре примерно 740-800 градусов. В зависимости от желаемого эффекта рисунок может остаться рельефным, выпуклым, а может полностью вплавиться в стекло-основу.

Посмотреть наши работы в этой технике


Рейтинг@Mail.ru